Правовые аспекты использования беспилотников в России

Предлагаю почитать материал, касающийся законности использования коптеров и других летающих моделей.

Материал скопирован из этого источника.

В последнее время все больше людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов, покупают и летают на недорогих и простых коптерах (например, Phantom). При этом они слабо понимают, в каком правовом поле они оказались и чем все это грозит. Статья, которую я написал, предназначена для таких новичков, которые все-таки задают вопрос о легитимности своего хобби.

 

Сразу о плохом — это хобби под запретом

Вообще говоря, полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены. Можно сказать, что настоящая редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота и т.п. Все усугубляется тем, что Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение Беспилотного летательного аппарата (БЛА), под которе попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.

Другими словами говоря, физическому лицу управлять коптером, летающей моделью или простом вертолетиком за 30 долларом на территории России не нарушая закона практически невозможно.

Правовая база

Основным документом является постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат — летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном. Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как “воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем” — Воздушный кодекс Российской Федерации. Т.е. нет даже “щелочки” между поверхность земли и реальным воздушным пространством в которую могли бы поместиться авиамоделисты.

Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил: 52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Законодательство — полный кошмар

Чтобы почувствовать этот бред в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 3050 метров и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства. Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой (источник):

  • сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
  • государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
  • сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала;
  • подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
  • разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах. А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным.

Отдельный бред начинается, если вы ко всему прочему занимаетесь картографической съемкой. Я не буду приводить полный алгоритм получения разрешения, отмечу лишь необходимость наличия двух лицензий (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), наличие секретной комнаты с сейфом, наличие разрешения от ФСБ на полет, наличие разрешения от Генштаба области, разрешение администрации населенных пунктов. Насколько я знаю, лицензию на геодезическую деятельность вроде бы можно не предоставлять, а вот время и нервы на получение всего остального можно себе представить.

Даже если у вас есть все лицензии и разрешения на полеты, от судебных разбирательств это не избавит. Вот, например, свежее дело, которое в конце концов ООО «Ижмаш-Беспилотные системы» к счастью выиграло у Управления Ространснадзора. Цена вопроса, между прочим, была от 300 до 500 тысяч рублей, а выиграть удалось только за счет переквалификации дела в малозначительное.

Что же грозит за нарушение закона?

Статья 11.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации предусматривает За нарушение федеральных правил пользователем воздушного пространства:

  1. Вы — частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей
  2. Вы — должностное лицо: штраф от 25 до 30 тысяч рублей
  3. Вы — юридическое лицо: штраф от 250 до 300 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней)

Статья 11.4 ч. 2 За нарушение воздушного пространства:

  1. Вы — частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей
  2. Вы — должностное лицо: штраф от 30 до 50 тысяч рублей
  3. Вы — юридическое лицо: штраф от 300 до 500 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней)

К нам относится именно ч.2, так как мы не являемся законным пользователем воздушного пространства, при этом нарушаем его. Хорошо видно, что нарушать закон физическому лицу выходит на два порядка дешевле, чем юридическому. Во-вторых, во внимание должна приниматься оценка значительности ущерба от наших полетов; одно дело, когда мы летаем в поле и другое — в черте города. Иными словами, при благоприятных обстоятельствах штрафа можно избежать, а в самом плохом случае штраф составит 5 тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если полеты воздушного судна без разрешения привели к гибели одного или нескольких людей (источник).

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно.
  2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим лицам вне помещений запрещены, однако максимальное наказание за полет составляет 5 тысяч рублей (в рамках административного правонарушения).
  3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. Т.е. летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной.

P.S. Есть еще пара статей, под которые можно подвести людей, летающих на коптерах. Я сознательно не буду их здесь публиковать — кто хочет, тот додумается и найдет, а вот давать в руки правохранительных органов подсказки я не стану.

Обновления от 01.08.2014

Очень интересная лазейка в законе содержится в определении «Использование воздушного пространства». Это определение дано в Главе II, Статья 11 Воздушного Кодекса.

1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Таким образом, если принять во внимание акцент на «угрозу безопасности», то полеты без угрозы не являются использованием воздушного пространства, соответственно, лицо, выполняющее такие полеты на является пользователем и не может быть рассмотрено в рамках Статьи 11.4 КоАП РФ (см. выше).

Конечно, правовую возможность такой лазейки необходимо будет доказать в суде (как и полную безопасность для воздушного движения), однако это юридическое определение еще раз подчеркивает выводы, сформулированные в этой статье: летайте так, чтобы ваши полеты были безопасны для всех и у правоохранительных органов будет меньше возможностей завести на вас дело.

Огромное спасибо пользователю Torpedon на forum.rcdesign.ru.

Спасибо автору сайта xaribda.ru!

Еще материал по теме на сайте multicopter.ru: Правовые вопросы полетов мультикоптеров

Обсуждение на RCDesign: А я предупреждал… Доставка пиццы коптером…

Выдержки:

В этом вопросе солидарен с одним челом «Каждый уполномоченый дурень на местах потом будет трактовать закон по-своему. — Поди потом защити свою «презумпцию».
Давайте требовать лицензию на столовые приборы, садово-огородный и спортивный инвентарь.
Воздушные змеи к моделям относятся? Связки воздушных шаров? — 1 сентября пилоты над Москвой наверно чуствуют себя как в 43-м над Берлином (что-нибудь около 1727х50=86000 шаров — какие коптеры!!!? тем более авиамодели).» так что «- Представте, что это счастье стоит дороже коптера и инструктор таджик — а дальше — по схеме — есть «делянка» — будет кому ее окучивать — в новинку «стон народный» о «гайцах в кустах»? — Будет то же, только хуже — меньше поголовье — три шкуры сдерут (место надо «отбить»?). И сочуствовать «общественность» вам не будет — типа «шизики-извращенцы, выпендриваются с пережору», «опасные? бомбу могут? (- «про бомбу» — мысль каждого второго обывателя который видит модель) — расстрелять всех!!! — чтобы небыло!!!»
Радуйтесь!- пока мы «невидимки» — и тому есть веские причины вероятностного характера. Трезво оцените вероятность столкновения самолета с моделью. Она ничтожна. Я что-то пропустил? Сколько авиакатастроф произошло по этой причине?
А теперь: В гражданской авиации нашей страны ежегодно происходит свыше 1,5 тыс. столкновений с птицами.
(у нас очевидно столько коптеров на руках нет, летают они «по праздникам», а не живут в небе как птицы, и в отличие от них, не «подтягиваются специально к аэродромам в поисках корма и гнездования»).» и вот еще «На основании экстраполяции учетов птиц в разных ландшафтах определяют примерную численность всех видов птии Северной Америки в период размножения в 5-6 млрд. После вылета молодых общая численность возрастает примерно до 20 млрд. и, постепенно снижаясь за счет смертности молодых и взрослых, к началу следующего лета достигает первоначального уровня. Полагают, что общая численность птиц всего земного шара составляет примерно 100 млрд. особей.
Будет когда нибудь сравнимое число авиамоделистов? — Столько людей в мире никогда не будет.
Пользователей форума 25000 — далеко не все из них авиамоделисты.
Помечтаем — «в России 200тыс. авиамоделистов!!! И все летают день и ночь, часа три поспят — и снова летают! И самолетов не сторонятся, а прут на полосу заслышав звук турбин в надежде поймать встревоженную полевку или насекомое. Или тупо стаей (чтоб надежнее) летят в ночи через воздушные трассы ( Спортсменов-разрядников, мастеров и заслуженных мастеров спорта СССР, тренеров насчитывалось свыше 200 тыс. чел. — стоит ли говорить, что в основном не RC).
Даже в этом нереальном случае:
200 000/20 000 000 000Х1500=0,015 столкновения самолетов с моделями в год, или одно в 66 лет, против, напоминаю 1500 столкновений самолетов с птицами каждый год только в России.
Кончайте, уже. — Нас нет в масштабах планеты. — Мы миф. — Легенда «о черном моделисте». — Не выдумывайте сенсаций.»

Update 19.11.2014: еще материал на siliconrus.com.

Update 26.11.2014: материал от пилота BossTon. Ответ от МИНТРАНСа России.

Ответ МИНТРАНСа стр.1

Ответ МИНТРАНСа стр.1

Ответ МИНТРАНСа стр.2

Ответ МИНТРАНСа стр.2

Update 24.12.2014:  Получение разрешения на полеты.


Если вы нашли ошибку на странице, то нажмите Shift + Enter или нажмите здесь, чтобы уведомить нас.

3 комментариев (я)

  1. BossTon Ответить

    Также задавался данным вопросом, и как минимум удалось выяснить:
    Нашел официальный ответ Министерства Транспорта РФ на наш вопрос.
    Я далеко не юрист, но вроде исходя из этого документа, для официального полета, нужно лишь предоставить план полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства; А лицензий на ВС и на управление им не нужно иcходя из строчки :». При этом использование физическим лицом, юридическим лицом сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. В соответствии с приказом Минтранса России от 18 ноября 2011 г. N 287 сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения с массой конструкции 115 кг и менее »
    А значит, что при большом желании можно закрыть под себя кусочек неба. Я хотел ради интереса дойти до конца, но как выяснилось, небо над моим городом практически всегда закрыто военным аэродромом(((
    У меня есть полный скан документа, напишите мне, скину Вам думаю на этой страничке он будет полезен и возможно решит часть проболемы.

    1. Фото аватараraefa Автор Ответить

      BossTon, спасибо за информацию! Присылайте все, что есть, на email, указанный на странице «О сайте».

  2. Дмитрий Ответить

    Полагаю, что в подобном случае целесообразно каждому из владельцев мультикоптеров сделать соответствующий запрос в Минтранс. Причем, о порядке использования не мультикоптеров, а, скажем, «пилотируемых авиамоделей, мультикоптеров и иных малых летательных аппаратов». Зная бюрократическую практику, могу сказать: первое, что бросится в глаза чиновнику — это «пилотируемые авиамодели». И, соответственно, ответ будет вполне ожидаемым. А потом достаточно иметь при себе — во всяком случае, до нормализации нормативно-правовой базы — ксерокопию ответа, которая поможет урегулировать отношения с правоохранительными органами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *